Из принтера на книжную полку.

    Ни для кого не секрет, что в наше время текст практически любой книги можно быстро и почти бесплатно скачать с соответствующего сайта в Интернете. Но многие люди, в том числе автор этого материала, испытывают предубеждение против чтения книг на экране монитора; или просто для них имеет большое значение когда книга стоит на полке, ее можно взять в руки, полистать, прочесть, наконец.
    Как же превратить кучку килобайтов, полученных из сети и представляющих собой плод труда известного или не очень автора в полноценную бумажную книгу? Некоторые неприхотливые читатели просто распечатывают текст как бог на душу положит, складывают листы в стопку и проклеивают с одной стороны. Недостатки такого метода не только в низкой прочности книжного блока, который вряд ли перенесет два-три прочтения, но и в том, что чисто внешне такая «книга» не радует глаз и выглядит весьма примитивно.
    Тем не менее, имея принтер, навыки работы с Word и запас терпения, можно легко изготовить книгу, которую с трудом можно будет отличить от отпечатанной в типографии. Конечно, стоимость такой книги будет несколько выше, чем у тех, что лежат на полках магазинов (с учетом потраченного времени, материалы-то как раз недорогие), но и ценность ее будет гораздо выше, особенно если текст книги написан лично вами.
Итак, вот подробная пошаговая инструкция по воплощению всего вышесказанного в жизнь:

    1. Сначала, работаем с текстом в Word. Создаем новый документ Word со следующими параметрами страницы - поля примерно по 2 см. по краям, 1.5 см сверху и снизу, ориентация альбомная, две страницы на листе. Туда переносим наш текст, если он был в формате txt. Выравниваем текст по ширине страницы, устанавливаем подходящий шрифт (я рекомендую times new roman 10, но это дело вкуса), с помощью меню Сервис - Язык - Расстановка переносов - Автоматическая расстановка, устанавливаем эти самые переносы. В меню Вставка - Номера страниц, нумеруем страницы.
    При желании выделяем другим шрифтом заголовки, названия глав, частей и т.д. Проверяем орфографические и грамматические ошибки. Обратите внимание, чтобы начало книги, частей романа или отдельных рассказов начиналось с новой страницы.
    Если есть желание и возможность - вставляем в текст картинки, с помощью меню Вставка - Рисунок - Из файла.
    Ну вот, текст готов, и выглядит он точь-в-точь, как на страницах любой обычной книги. Теперь, можно включать принтер.

    2. Именно в печати кроется основное ноу-хау. Нужно знать или вычислить самостоятельно в каком порядке печатать страницы. Забегая вперед, скажу, что книга состоит из отдельных тетрадок, прошитых и склеенных между собой. Каждая тетрадка - это пять (можно больше или меньше, но пять - удобнее для работы) листов А4, сложенных вдвое и вложенных друг в друга как матрешки. Таким образом, они образуют 20 стандартных книжных страниц.
    В настройках принтера Печать - Страницы - Номера вводим бессмысленный на первый взгляд набор цифр: 20,1,18,3,16,5,14,7,12,9. Можно заметить, что цифры все-таки подчиняются определенной системе. Нажимаем ОК и принтер распечатывает десять страниц на пяти листах, по две страницы на листе. Если у вас принтер, в который листы вставляются спереди и спереди же выходят, то просто вставляем пять отпечатанных листов в приемный лоток, именно в том порядке, как они лежали в выходном лотке, и печатаем вторые стороны листов - 10,11,8,13,6,15,4,17,2,19.
В результате, например, первый лист имеет такой вид - на одной стороне страницы 20 и 1, на второй - 2 и 19. Складываем все листы вдвое и собираем в тетрадку. Если все сделано правильно - страницы чудесным образом оказываются на своих местах.
    Если у вас принтер, в который листы загружаются с одной стороны, а выезжают с другой - нужно самостоятельно на практике выяснить, как именно загружать листы, чтобы сначала отпечатать одну сторону, а затем другую. Если у вас принтер с возможностью двусторонней печати - то вам повезло. Действуйте.
    Алгоритм печати первых ста страниц приведен ниже. В конце концов, получается от нескольких, до нескольких десятков тетрадок, по 20 страниц в каждой. Проверяем, чтобы не было ошибок в порядке страниц и складываем тетрадки в стопку, по порядку.

    Алгоритм печатания первых 100 страниц (5 тетрадок), дальше все по тому же принципу:

20,1,18,3,16,5,14,7,12,9
10,11,8,13,6,15,4,17,2,19

40,21,38,23,36,25,34,27,32,29
30,31,28,33,26,35,24,37,22,39

60,41,58,43,56,45,54,47,52,49
50,51,48,53,46,55,44,57,42,59

80,61,78,63,76,65,74,67,72,69
70,71,68,73,66,75,64,77,62,79

100,81,98,83,96,85,94,87,92,89
90,91,88,93,86,95,84,97,82,99

    3. Теперь, компьютер можно выключить и выбросить - он нам больше не нужен. Впрочем - нужно еще распечатать картинку для обложки, но это можно было сделать и заранее.
    Приступаем к сборке книжного блока. Открываем первую тетрадку на страницах 10 - 11, то-есть в центре и прошиваем. Как? Очень просто, иголкой и ниткой. В двух-трех местах, для прочности, стежками по 1 см. Лучше всего заранее с помощью линейки отметить точки для входа-выхода иголки. Можно прошивать сразу все тетрадки одной ниткой, но это неудобно если книга толще 150-200 страниц. Лучше прошивать тетрадки по отдельности - получается аккуратнее.
    Опять складываем тетрадки в стопку и выравниваем. Теперь, нам нужно придумать, что мы будем использовать в качестве пресса. Лично я изготовил для себя нехитрое устройство из двух прямоугольных обрезков ламината, соединенных четырьмя винтами с барашковыми гайками, но можно обойтись просто твердым ровным предметом - дощечкой или куском оргстекла, на который сверху ставить тяжелые твердые предметы, вроде гирь. Фиксируем книжный блок и тщательно промазываем клеем корешок (это там, где сгибы листов). Постарайтесь, чтобы клей слегка проник между тетрадками и склеил их между собой. Клей можно использовать ПВА или любой аналог. Оставляем блок под прессом, до полного высыхания. Потом, приклеиваем спереди и сзади по сложеному вдвое листу плотной бумаги - форзацы.

    4. После того как книжный блок высох его можно даже полистать - книга как книга, только без обложки. Вот только края страниц, как бы аккуратно вы их не складывали, получаются неровными. Изготовлением обложки мы займемся позже, а сначала - книжный блок нужно обрезать.
    Зажимаем блок под прессом, чем сильнее - тем лучше. Несколько миллиметров бумаги, которые нужно обрезать, должны выступать из под пресса, и край того, что вы используете в качестве пресса, должен быть в этом месте идеально ровным, как линейка. Берем хороший острый нож, с широким ровным лезвием, и размеренными движениями водим вдоль края доски взад-вперед, пока не прорежем всю стопку листов до конца. Нажимаем посильнее когда тянем нож к себе, а от себя двигаем без нажима.
    На этом этапе напортачить - проще простого, так что будьте внимательны.
    Таким же образом обрезаются нижний и верхний края книжного блока.

    5. Изготавливаем обложку. Берем два куска плотного картона, толщиной 1,5-2 мм. (гофрированный картон от упаковочных коробок не годится), и вырезаем два прямоугольника, которые по длине и высоте на 2-3 мм. больше, чем книжный блок.
    Картон оклеивается бумагой, на которой мы предварительно распечатали рисунок обложки. Корешок обложки лучше всего изготовить из тонкого дерматина или подобного материала. Он представляет собой полоску шириной раза в два больше, чем толщина нашей книги, а по длине на 3-4 см. больше, чем ее высота. С изнанки, точно по центру, приклеивается полоска плотной бумаги такой же ширины, как книжный блок.
    Все это хозяйство после высыхания под прессом склеивается воедино. Корешок приклеивается к передней и задней частям обложки, так чтобы между картоном обложки и полоской бумаги на корешке оставалось 3-4 мм. Края корешка загибаются внутрь и приклеиваются.

    Для большей долговечности и лучшего вида, обложку можно затянуть в прозрачную самоклеящуюся пленку, как у типографских книг, но достать ее нелегко. Лично я обхожусь обычным прозрачным скотчем. Не слишком эстетично - зато дешево, удобно и практично.

    6. Почти все. Склеиваем книжный блок и обложку. Намазываем клеем сперва одну половину обложки и приклеиваем ее, затем, после высыхания - вторую. Можно слегка вдавить дерматин между корешком и картоном обложки, там где мы предусмотрительно оставили 3-4 мм. Используйте для этого круглый шнурок или подходящий предмет, вроде стержня от авторучки. Эта канавка позволит легко открывать книгу.
    Вот собственно и все. Не так уж и трудно, зато книгу теперь можно показывать знакомым и родственником, особенно, если на обложке гордо красуется ваша фамилия.

 

Несколько советов начинающим авторам фанфиков.

    Литературное творчество - это вам не точная наука. Здесь нет никакого универсального алгоритма, позволяющего, при соблюдении определенных правил, добиться признания и успеха. Никто, пока еще, не стал великим писателем, складывая слова, как кирпичи, но не скрепляя их раствором таланта и воображения. Нельзя научить человека хорошо писать, так же, как нельзя научить любить.
    Тем не менее, молодым людям, которые чувствуют в себе тягу к литературе, но осознают, что не обладают для этого достаточными способностями, не стоит отчаиваться. Способности и талант обладают свойством появляться и развиваться со временем, и по мере накопления опыта. Я позволю себе дать несколько советов начинающим писателям, в том числе и тем, кто только пробует свои силы в написании фанфиков по аниме, фильмам и играм. Не воспринимайте их излишне серьезно, и не надо считать эти советы обязательными к исполнению, но, я надеюсь, многим они помогут улучшить качество их произведений.

    Позвольте читателю самому работать головой. Это одна из самых распространенных проблем у начинающих, и не только, писателей. Чуть ли не в половине посредственных рассказов и фанфиков, автор стремится во что бы то ни стало раскрыть перед читателями все подробности происходящего, описать все, что только можно описать, загромождая рассказ ненужными и бесполезными деталями.
Помните - ваша главная задача - доставить читателю удовольствие. Но на самом деле, это удовольствие он может доставить только сам себе, когда представляет в своей голове описываемые вами события и взаимоотношения героев. Единственное, что можете сделать вы - создать ему подходящие условия.
    Читатели вовсе не такие тупые существа, как принято считать, но если вы уделяете по полстраницы описанию внешности каждого из персонажей, расписываете во всех подробностях их биографию, постоянно указываете персонажам, что они должны думать, какие чувства и эмоции испытывать - голова читателя перестает активно работать. Читателю становится скучно, потому что ему рассказали слишком много, ему просто не нужно включать собственное воображение, потому что вы все решили за него.
    Оптимальный выход из данной ситуации - уделяйте больше внимания отображению действий героев, их диалогу, происходящим событиям. В описании внешности, лучше всего выделить одну-две черты, которые делают вашего персонажа особенным, отличают его от других. Идеально будет, если эти черты сыграют какую-либо роль в сюжете. То же самое касается описания интерьеров помещений, ландшафта, разных устройств и техники, погоды, наконец… Расскажите о том, что реально имеет значение, остальное - побоку.
    Вот когда дело доходит до действия - можете дать волю фантазии. Диалог может длиться до бесконечности, если вашим героям есть что сказать друг другу. Изображение пятисекундной схватки может растянуться на пару страниц, если вы найдете достаточно слов для этого. Действие - это весьма пластичная вещь, ее можно растягивать, сжимать, делать с ним все, что угодно. Все это будет интересно читателю, потому что тот легко может представить себе внешность и одежду героя, но не может представить, что этот самый герой делает или говорит, пока вы не расскажете об этом.
    И вообще, старайтесь больше показывать, чем описывать. Это не одно и то же, как может показаться. К примеру, какой-либо факт, важный для повествования, можно просто выложить от лица автора, а можно вставить в диалог персонажей, когда они, скажем, обсуждают какое-то событие. Второй вариант предпочтительнее.
    Иногда, конечно, приходится прибегать к описанию событий «со стороны», от лица автора. Например, если вы пишите «прошло пять лет», а потом пытаетесь объяснить, что за эти годы произошло. Или описываете какую-либо заварушку, в которой ваши герои не принимают непосредственного участия, но которая играет роль в сюжете.
    Иногда, молодые авторы ударяются в другую крайность, слишком увлекаясь описанием своих чувств и эмоций. Особенно часто этим грешат девушки. Смотрите выше - вы работаете на читателя. Давайте о ваших чувствах поговорим при личной встрече, а в вашем рассказе я хотел бы прочитать нечто, что заставит меня испытывать вышеупомянутые чувства.

    Не бойтесь нарушать правила, они для того и созданы. Если вам кажется, что вашему произведению не хватает оригинальности - создайте ее. Но помните, все это может привести к непредсказуемым последствиям. Это все равно, что пытаться оригинально соблазнить девушку.
    Есть проверенные приемы и методы, которые все еще достаточно актуальны:
Смена времен - когда действие, например, начинается в будущем, потом возвращается в прошлое и т.д. Речь не идет о перемещениях героев на машине времени, отнюдь.
    Смена лица, от которого ведется повествование - начали от первого, продолжили от третьего и т.д.
    Рассказ в реальном времени (как вариант - в будущем) - не «он сказал», а «он говорит» и т.д.
    Разбивка рассказа или повести на отдельные законченные эпизоды - часто облегчает чтение большого по объему произведения.
    И т.д. и т.п.

    Не забывайте о таких вещах, как идея и сюжет. Рассказ может быть хорошо написан, правильным грамотным языком, но если он повествует «ни о чем», ведет в тупик, заканчивается нелепо или вовсе производит впечатление незаконченного - это плохо. В рассказе (а тем более в повести или романе) должен быть крепкий толстый ствол - идея, и отходящие от него многочисленные ветви - сюжет. На таком дереве обязательно вырастут плоды, может, не очень вкусные, но съедобные.
    Идея зарождается до начала работы над рассказом и, как правило, остается неизменной. Сюжет разрастается и ветвится, иногда, изменяясь до неузнаваемости. Идея без сюжета - хорошая основа, чтобы начать что-то писать. Сюжет без идеи - почти готовый, но наверняка скучный рассказ.

    Уделите должное диалогам. Не нужно недооценивать те слова, которые могут и будут произносить ваши герои. Они не менее важны, чем то, что вы сообщаете от лица автора. Можно написать отличный рассказ, который будет держаться исключительно на диалоге, на общении персонажей друг с другом. Рассказ, где диалоги служат только для связки событий, производит удручающее впечатление.
    Позвольте вашим персонажам говорить все, что они хотят. Они, если это действительно хорошо проработанные характеры, скажут много интересного. Не описывайте чувства героев, если они сами могут сказать о своих чувствах. Не пишите, ради бога, что персонаж А любит (или ненавидит) персонажа В. Дайте ему самому сказать об этом, и все будет хорошо. Не описывайте характер персонажа С, пусть, когда он откроет рот, читатель сам поймет, что это за тип.

    Возвращаясь к теме оригинальности, хочу сказать - не злоупотребляйте этой самой оригинальностью, если не уверены, что получится неплохо. Избегайте шаблонов и штампов, затасканных фраз, но не выдумывайте причудливые слова, только для того, чтобы выделиться. На излишне оригинальный рассказ обратят внимание, он запомнится, но он мало кому понравится.
    Метафоры, гиперболы, идиомы и т.д. могут внести в текст свежую струю, но если с этим перебор - тоже непорядок.
    Не повторяйте часто (в идеале - дважды) удачную шутку, оборот речи, забавную (шокирующую) ситуацию.

    Помните о классических правилах литературных жанров (хотя выше я сказал, что твердых правил не существует, нарушение этих правил не пойдет на пользу вашему произведению). Например, основные действующие лица должны быть представлены читателю в первой половине произведения; преступник (если в вашем рассказе есть детективная линия) не должен вызывать подозрение с самого начала; персонажи не должны вести себя так, словно им известно все то же самое, что знает автор; и не нужно, пожалуйста, решать проблемы с помощью Deux ex machina.

    Старайтесь избегать четкого разделения действующих лиц на положительных и отрицательных героев. Этот совет звучит немного странно, но задумайтесь сами - этот мир не делится на черное и белое. В реальной жизни нет истинно плохих и хороших людей. Персонажи могут и должны преследовать различные цели, быть врагами или друзьями по отношению к другим персонажам, казаться плохими или хорошими. Но не надо тыкать пальцем и говорить: «вот он - злодей, плохой дядя». Стиль книг и фильмов, где все противники главного героя - прямо-таки рафинированное зло, остался в прошлом.

    Если вы хотите вставить в свое произведение цитаты и заимствования из произведений других авторов - да ради бога. Только не увлекайтесь и следите за тем, чтобы все это было к месту в вашем рассказе или повести, а не напоминало переводы Гоблина. А если ваш рассказ пародийно-комедийного жанра - вообще, флаг вам в руки.

    Собственно, это все, что я хотел сказать. Я, конечно, не слишком большой авторитет в этой области, и в моих произведениях тоже хватает вышеописанных проблем, но я стараюсь совершенствоваться сам, и искренне хочу помочь другим начинающим писателям добиться успеха.

 

 

 
(c) Copyright 2007, Asukastrikes Co.