"He who fights with monsters might take care lest he thereby become a monster."
    «Дети Древнего Бога» (с) Nietzsche.


    Предисловие переводчика ver.2


    В свете последних событий, когда по мере перевода и распространения ДДБ мы встретились с крайне неоднозначной реакцией читателей на это произведение, я хочу попытаться еще раз взглянуть на предмет обсуждения, по возможности беспристрастно, чтобы понять, почему отношение к роману варьируется от искреннего восхищения и восторга, до ненависти, направленной не только на саму книгу, но и на всех причастных к ее появлению.
    Итак, начнем с начала. Что представляет собой роман «Дети Древнего Бога», не с точки зрения переводчика, по роду своей деятельности изучившего все хитросплетения сюжета, а с позиции обычного читателя, только что узнавшего о существовании этой книги и преодолевшего первые несколько страниц?
    На первый взгляд, кажется, что ДДБ повторяет сюжет аниме, или, по-крайней мере, такова была цель авторов - создать что-то вроде литературной версии. Но это впечатление рассеивается быстрее, чем можно было бы ожидать. Стоит углубиться в чтение, как мир NGE начинает все явственнее раздваиваться, и ты ловишь себя на мысли, что уже не понимаешь, о чем читаешь - о старом знакомом Evangelion'е, или о чем-то лишь отдаленно похожем.
    Можно сказать, что ДДБ повторяет сюжетную линию оригинального фильма, но только в том случае, если сюжет Evangelion'а пересказывать в двух словах. В романе, естественно, фигурируют все те же герои, что и в аниме: пилоты Аска Лэнгли, Рей Аянами и Синдзи Икари, Мисато Кацураги со своим пингвином, Гендо Икари, Кадзи, Рицуко и прочие. Также, как и в фильме, действие происходит в 2015 году, после катастрофы, известной, как Второй Удар, повлекшей за собой гибель миллионов людей и изменение всего мирового порядка. Организация NERV противостоит неведомым Ангелам, мотивы которых не ясны, но действия враждебны; пилоты в Евах защищают Землю, стараясь предотвратить Третий Удар (хотя на самом деле все не так просто).
    Но даже события первой главы, явно заимствованные из аниме, предстают перед читателями в несколько другом свете. Что же касается последующих глав и описанных в них событий, то они практически не связаны с аниме ничем, кроме основного стержня сюжета. Многих, очень многих, особенно фанатов аниме, отталкивают эти бросающиеся в глаза расхождения и отличия. Поначалу непонятно, чем руководствовались авторы, позаимствовав из аниме исходные положения, героев, некоторые факты и события, но до неузнаваемости изменив сюжет? Создается впечатление, что роман написан людьми, которые знакомы с Evangelion'ом лишь понаслышке, но задались целью создать свое произведение на его основе.
    С другой стороны, утверждать, что книга не представляет интереса и не имеет никакой самостоятельной ценности, только потому, что непохожа на аниме, могут только ограниченные люди, наотрез отказывающиеся видеть и принимать что-либо, выходящее за рамки их представлений.
    Находятся люди, утверждающие, что литературный стиль авторов примитивен, а повествование недостаточно насыщено описаниями и деталями. В какой-то мере, это действительно так, но «просто» и «мало» отнюдь не означают «недостаточно». На самом деле, литературный стиль ДДБ вполне отвечает требованиям времени (см. например, статью А.К. «советы начинающим авторам» или опус С.Кинга «Как писать книги»). Если вы не смогли составить в своем воображении картину или сцену, переданную авторами, это скорее свидетельствует о скудности вашего воображения, а не о недостатках книги.
    Продолжая обсуждение литературного стиля, следует сказать и о том, что привлекает читателей в ДДБ. Прежде всего, что бы там ни говорили, роман увлекательный и оригинальный. Не смотря на свой немалый объем, он сохраняет динамичность событий на всем протяжении. Здесь практически нет многословных утомительных описаний и разъяснений, нет затянутых туманных эпизодов, характерных для аниме, мрачного философско-религиозного контекста, внимание заостряется на деталях, действительно имеющих значение для сюжета. Он реально легко читается, не напрягает и не утомляет.
    Диалоги также хороши, особенно учитывая, что переводчики приложили старания, чтобы адаптировать речь персонажей для русскоязычного читателя. Герои говорят так же, как в реальной жизни, не ограничивая тему беседы исключительно «делами». Изредка, в их разговорах проскакивают ненавязчивые шутки или игра слов, почти всегда по диалогу можно понять, какие чувства испытывает персонаж, легко представить его интонацию.
    Едва ли не самое приятное впечатление производят эпизоды, показывающие личную жизнь героев, моменты, не связанные напрямую с основной сюжетной линией. Хорошо заметно, что авторам интересны их герои, они хотят, чтобы те жили на страницах книги, а не просто присутствовали там.
    Удивляет то, что авторам удалось добиться сюжетной целостности и взаимосвязанности событий на протяжении более 1000 страниц текста. Через роман, помимо основной, проходят еще несколько побочных сюжетных линий, весьма оживляющих действие. Часто, какой-либо эпизод, не играющий на первый взгляд особой роли, получает неожиданное развитие в последующих главах, заявляют о себе факты, которым читатель мог не придать особого значения. И все это при том, что им удалось гармонично совместить вещи, кажущиеся несовместимыми - вселенную NGE и заимствования из произведений Г.Ф. Лавкрафта. В книге достаточно логично обоснованы гипотезы и предположения, касающиеся происхождения и мотивов Ангелов, все то, что осталось за кадром в аниме. Также, больше логики и здравого смысла в словах и поступках персонажей.

    Мое личное мнение, возможно в чем-то совпадающее с мнением тех, кому понравился ДДБ, таково: книга - это совсем другая матрица, другой, альтернативный мир NGE, именно такой, каким его хотели показать авторы, и каким его хотел бы видеть я. В этом главное достоинство книги, и в то же время, основная причина неприятия ее многими анимешниками. Сравнивать книгу с аниме, ожидать от ДДБ зависимости и подчинения первоисточнику, критиковать за «разрушение и осквернение» Evangelion'а - просто глупо. Также, как и утверждать, что авторы, не мудрствуя лукаво, выдернули героев, Ев, Ангелов и кое-что еще из аниме и впихнули в роман, чтобы таким образом «примазаться» к Evangelion'у. Было бы к чему примазываться…
    Все вы слышали, наверное, о параллельных вселенных, о альтернативной истории, о великом множестве миров, похожих на наш, и отличающихся от нашего. Здесь, перед нами, как раз такой мир, похожий на аниме, но все же другой, со своими правилами и законами. Уже хотя бы поэтому он представляет интерес, и именно поэтому, он вызывает такую реакцию. Роман необычен, с этим соглашаются почти все, а хорош он или плох, должен решать каждый для себя.
    В общем и целом, ДДБ произвел на меня гораздо более приятное впечатление, чем Evangelion, за счет своей динамичности, оптимизма, веры и надежды, хотя и здесь хватает драматических и даже шокирующих моментов. Тем не менее, после прочтения не появляется гнетущее чувство безысходности, нет страха перед завтрашним днем, нет чувства бессильной злобы на авторов, подвергнувших полюбившихся героев жестоким испытаниям и ударам судьбы. Роман словно написан для меня, и для таких, как я. Для тех, кто хочет во всем видеть светлую сторону, для тех, кто предпочитает хороший конец.

***

    С одной стороны, оптимизм многих читателей в отношении ДДБ не может не радовать, с другой - легкомысленное отношение оправдано лишь до середины книги, когда начинаешь понимать, что все серьезней, чем кажется. Все эти хохмы с похищением Ангелами домашней работы Синдзи и с Мисато, забывшей (о, ужас!) про пиво - лишь фон и прелюдия к основным драматическим событиям, начинающимся после катастрофы в Перу.
    Книга затрагивает, кроме всего прочего, такую проблему, как одиночество, страх и отчаяние сверхчеловека, который кажется самому себе чудовищем и уродом, только потому, что слишком отличается от остальных, обладает способностями, за пределами понимания обычных людей. Который (вернее было бы сказать "которая") страшится собственных мыслей, потому что они становятся вдруг чужими, которая наследует силу тех, кого убивает, силу, что неотвратимо растет внутри и грозит выйти из-под контроля, и получает вместе с ней воспоминания тысячелетий, превращающие 14-тилетнюю девочку в воплощение и Дитя Древних Богов.
    "Те, кто охотится на чудовищ, могут сами не заметить, как превращаются в таких же чудовищ."
    Или проблема выбора, перед которой встают Дети - должны ли они, обладающие невероятной силой, служить и подчиняться тем, кем могли бы при желании править?
    "Власть развращает, а абсолютная власть - развращает абсолютно"
    Неисчислимое множество миров, таких, как наш, пали, когда их защитники были развращены и совращены властью и силой, оказавшейся в их руках. Постигнет ли та же судьба Землю, человечество и шестерку пилотов Ев? Ну, что я могу сказать? Читайте.

    Alex Kaiten, A.Langley

    Обзор ДДБ от NAZGUL'a


    Ну что ж, как и обещал, представляю более развернутый вариант своих впечатлений/ размышлений о ДДБ. Независимо от того, что я напишу ниже, описание моего мнения о книге одним словом все равно остается именно таким: классно!

    Введение
    Читал я книгу в два этапа, не отрываясь от экрана много часов подряд. Надо сказать, давно меня так не завлекала какая-нибудь книга, тем более незнакомых авторов. После первой половины книги, когда я сделал перерыв, у меня сложилось одно впечатление. Когда я закончил читать, впечатление стало другим. Но что странно – оба они до сих пор в какой-то мере оба существуют во мне независимо друг от друга! И я не могу (да и не смогу, по большому счету) определить, какое же все-таки превалирует, - не хватает опыта анализа литературных произведений. Ну и в качестве заключения к введению – меня редко пробивает на написание длинных… хм… "рецензий", и это, как правило, говорит о том, что произведение не оставило меня равнодушным или, по крайней мере, заставило серьезно задуматься над чем-то.

    Внимание! Если вы еще не прочитали книгу, возможно, вам стоит подождать с прочтением моего поста - в нем могут содержаться спойлеры.

    Первые 12 глав

    Когда я наконец-то заставил себя проснуться после трехчасового сна, явившегося следствие полуночных чтений, я стал размышлять – а что же я на самом деле ощущаю сейчас, после первого ознакомления с ДДБ? Надо сказать, я сам не читал пока ни одного фанфика по Евангелиону, да и не собирался – наверное, опасался наткнуться на какую-нибудь посредственность, которая испортит мое впечатление от сериала, испортит удивительный баланс радости, печали, интереса, который оставил после себя Евангелион. Однако положительные отзывы о книге, ее размер (23 главы!), а также факт любительского перевода с английского – все это говорили о том, что произведение, как минимум, заслуживает определенного внимания. Ну что ж, я не ошибся.
    Какая главная мысль крутилась у меня в голове после прочтения первых 12 глав? Трудно сказать. Первое, что я решил для себя, - авторы книги если не гениальны, то очень талантливы! Им удалось качественно осуществить крайне интересную задумку – сделать почти самостоятельный фанфик. Фанфик, который ничтоже сумняшеся использует основные концепции сериала, поначалу не шибко заморачиваясь на введения зрителя в курс происходящего, как бы подразумевая, что мы уже и так знаем, что тут происходит. Но при этом создает нечто совершенно новое, а не просто "взгляд со стороны". Авторы однозначно определили, чего так не хватает все любителям в 26 сериях оригинала, – больше живого общения, больше обычной повседневной жизни главных героев. Именно ради этого, думаю, большинство из нас читает фанфики. Не ради еще одной кучи батальных сцен. Не ради того, чтобы увидеть те действия и поступки, которые герои сериала никогда бы не совершили. Нет. Фанфик нравится нам тогда, когда он словно дает настоящим героям сериала еще одну возможность предстать перед нами. Дает нам возможность посмотреть на поступки тех же личностей, но в других условиях. Посмотреть, как могли бы развиваться те или иные отношения тех же характеров. Большинство же фан-арта как раз страдает тем, что наделяет героев такими качествами, которые никогда бы не появились у оригинальных Синдзи, Аски или Рей.
    Авторы ДДБ, безусловно, хотели построить действительно альтернативный мир Евангелиона, а не просто небольшую вариацию на тему. И они сделали это, поступив очень просто. Они взяли оригинальных героев, оригинальную обстановку сериала – и насыпали туда совершенно новых ситуаций. В первых главах книги все персонажи – это те же персонажи, что предстают перед нами в начале Евангелиона. Авторы ДДБ, кстати, и не особенно заморачиваются над детальным описанием характеров, местом действия, внешним видом Ев и т.д. Они сознательно используют уже имеющиеся у каждого из нас воображаемые картины мира Евангелиона. И только потом, шаг за шагом, линия за линией они начинают аккуратно изменять их. И вот уже Синдзи перестает извиняться по любому поводу и без оного, и Аска уже вроде бы ведет себя не столь стервозно, и даже Рей (!) начинает не просто улыбаться, она начинает чувствовать сильные эмоции!
    Евангелион стал столько популярным, в первую очередь, благодаря уникальному раскрытию личностей и характеров своих главных героев через их взаимоотношения друг с другом и с миром вокруг. И именно это его сторона является самой привлекательной, а не красивые бои обычного меха-аниме, которым он поначалу кажется. В этом отношении ДДБ целиком и полностью сохраняет дух оригинала: на первый план здесь помещены те же персонажи, просто они проходят другие этапы взаимоотношений, чем в сериале. И главное такое "другое" взаимоотношение, получившее так мало внимания в сериале, но столь интересное и так сильно волнующее фанатов, - это, конечно, все варианты отношений парень-девушка.
    Примерно на 8 главе я понял, что хотя мне интересно читать все, я с все возрастающим нетерпением жду очередного параграфа, рассказывающего о простых ежедневных разговорах героев друг с другом. И фиг с ними, с этими новыми Ангелами! Какие, к черту, Ангелы, когда Рей (!!!) начинает чувствовать все возрастающую симпатию к Синдзи!! А этот тюфяк, как обычно, тормозит!!! Mein Gott, я был готов собственноручно (хм… или все-таки собственноножно?..) его пнуть, чтобы он побыстрее обратил внимание на действия Рей, ведь не дай Бог авторы ДДБ имеют аналогичные EoE виды на то, кто должен стать его Евой!

    В-общем, строчка пролетала за строчкой, а я все читал. Увы, я не знаком с произведениями Лавкрафта, так что не могу оценить в полной мере всю прелесть литературных цитат и аналогий. Но сюжет мне, в целом, понравился. Особенно интересно и необычно выглядело появление Страны снов, совершенно не вписывающейся, казалось бы, в техногенный 21 век, сражения на биомеханических роботах и пр. Тем не менее, как я уже говорил, наибольших интерес для меня представляли именно совершенно новые взаимоотношения героев, возникающие перед моими глазами.
    Однако после дальнейшего анализа первых 12 глав я не мог не сделать и еще один вывод. Безусловно, как фанфик ДДБ смотрится просто прекрасно. Однако как самостоятельно произведение оно еле-еле тянет на троечку. В самом деле, авторы неявно подразумевают знакомство читателя с сериалом, что избавляет их от трудоемкого описания деталей происходящего. Но ведь именно эти детали, описания героев, места действия, внешнего вида предметов – именно это, во многом, определяет качество литературного произведения. Безусловно, можно захватывать зрителя одним сюжетом, но и самый сильный сюжет должен иметь качественное словесное обрамление.
    Как казалось мне, если на минутку забыть о том, что существует такое аниме, как Евангелион, и попытаться посмотреть на произведение как на обычную научную фантастику, то увиденная картина не будет представлять из себя ничего особенного. Сюжет банален – плохие инопланетяне атакуют землю, хорошие люди защищают человечество, все зависит от кучки героев, призванных спасти планету. Единственный оригинальный штрих – героями, сражающимися на гигантский роботах, являются дети-подростки. Все остальное в книге – также весьма средненько. Персонажи какие-то все из себя странные, ведут себя как-то криво, один только Тодзи разве что смотрится нормальным парнем. Ведь мы же забыли, кто они такие и почему каждый из них уникален, помните?

    Вот так мне и казалось, что ДДБ – это книга, сильная сторона которой одновременно выступает и ее же слабой стороной. Да, это интересный фанфик, дающий (наконец-то!) подробное, а главное – интересное, красивое и ни капли не пошлое описание любовной линии. Но как самостоятельное произведение… честно говоря, меня крайне удивило совсем не вписывающееся в общий предельно толерантный язык сайта ЕнЕ описание литературного уровня книги как "выше, чем у большЕнства российских авторов (например, выше, чем у Лукьяненко)". Я, конечно, понимаю, фанфик хорош, но… это не повод для фанатских высказываний в адрес автора "Дозоров". Не стоит путать теплое с мягким. Даже если кому-то не нравится Лукьяненко.

    Главы 13-23

    Впечатление от книги меняется, когда ты переваливаешь за ее половину. В какой-то момент прочтения мне перестал нравиться сюжет – уж больно стало похоже на замуты Головачева с его Внутренним Кругом, спящими боевыми машинами иных цивилизаций и пр, только в более простой версии. Видимо, для полноценного восприятия перед вторым прочтением таки надо будет почитать Лавкрафта. Но главным изменением в восприятии книги было, конечно, не это. За время, прошедшее с момента окончания чтения 23 главы, я вроде бы более-менее смог разобраться в том, что ДДБ заставляет меня чувствовать сейчас.

    Во-первых, теперь я все же соглашусь с тем, что книга может считаться вполне самостоятельным произведением. И опять – опять это палка о двух концах! Да, развитие сюжета, накал страстей, глубина психологических портретов героев существенно выросли по сравнению с началом книги. И да, к концу ДДБ вновь начинает напоминать по стилю Евангелион – когда аспект смещается с действий и ситуаций в реальном мире на действия и ситуации во внутреннем мире каждого из героев. Цикл замкнулся, из Евангелиона начали, к Евангелиону пришли.
    Но. Одно большое но. Герои. Герои ДДБ уже более не напоминают нам тех ребят, которых мы видели в конце сериала. Они стали совсем другими. И это второй конец палки – конец ДДБ приближается к окончанию сериала по стилю, но все дальше отдаляется от него по смыслу. И если в начале книги нельзя было заменить имена Синдзи, Аски и других на Ваню, Аню и пр., т.к. в этом случае повествование теряло смысловую целостность, то в конце ДДБ это становится возможным. Морально-психологические проблемы, с которыми сталкивают авторы ДДБ своих героев, к концу сериала делают из них совсем других людей, мало чем похожих на тех, которых мы привыкли знать под этими именами.
    Это не значит, что это плохо. Это не значит, что герои становятся менее привлекательными. Нет. Они становятся другими. Более взрослыми. И как это бывает в жизни, разные обстоятельства приводят к формированию совсем разных личностей, даже если основой выступало одно и то же. И все же я также привязался к этим новым Детям, как привязался к оригинальным Синдзи, Аске и Рей. Они не лучше и не хуже. Они похожи и в то же время они – другие.
    Отдельно хочется поговорить о развитии любовной линии. Что-то? Кто сказал фан-сервис? Не стесняйтесь, выходите вперед! Ведь это чистая правда! Более того, любой фанфик просто по определению своему рождается как нечто, что желают увидеть поклонники сериала, - т.е. как фан-сервис. Ну а романтические отношения между героями – это то, чего, как бытует мнение, особенно не хватало в Евангелионе. Авторы ДДБ с лихвой заполняют этот пробел и делают это весьма искусно! Никакой пошлятины, никакого дешевого хентая. Все выглядит абсолютно просто, естественно и вместе с тем весьма интригующе, тем более что авторы изрядно треплют нервы читателю, делая паузы, что называется, на самом интересном месте. На что уж я равнодушен к хентаю как жанру, но даже у меня вырвалось досадное "Ну блин!!", когда в самый интересный момент Синдзи просыпается или когда в другой момент звучит сигнал тревоги, вырывая парочку из объятий друг друга. С другой стороны, может быть авторы правы, и Дети в этом пока еще – всего лишь дети?

    Во-вторых, вся книга ДДБ как бы взрослеет вместе со своими героями. Если в сериале драматические события и накал страстей начинают сопровождать зрителя уже с первой серии, то в ДДБ все, в основном, начинается только после битвы в Перу. И начиная с этого момента, ДДБ начинает делать упор на аспект, практически не затронутый в NGE – на последствия войны, которую ведет NERV.
    В самом НГЕ трупы мирных жителей можно видеть всего два-три раза. Во всех остальных случаях мы лишь наблюдаем крушение различных зданий в Токио-3. Но ведь после первого же боя сестра Тодзи попадает в больницу. А это был не самый разрушительный для города бой! Вспомните хотя бы нападение Ангела рыб – он потопил треть флота! А вы представляете себе, сколько человек составляют экипаж среднего эсминца?
    В НГЕ Синдзи начинает колбасить от необходимости убить всего лишь одного пилота Евы-03. Это при том, что Ева-03 однозначно определялась, как враг. А теперь попробуйте представить себе, что значит чувствовать себя виновным в смерти 2 МИЛЛИОНОВ невинных человек!? Хотя что я говорю… надеюсь, никто не сможет себе это представить… В НГЕ герои сериала в первую очередь сталкиваются со своими давними внутренними страхами и проблемами. ДДБ же сталкивает героев с проблемами и страхами, идущими извне. Хотя борьба все также продолжается, в первую очередь, в душе героев.

    А еще, только вдумайтесь вот в это: парень и девушка сидят вместе, обнявшись. Они любят друг друга, пусть еще по-детски, но все же любят. Им тяжело, они плачут. Каждый из них испытывает свое горе, свои тяготы. Что в такой момент может сказать парень девушке? "Все будет хорошо", "Давай забудем", "Не бойся" – блин, не знаю, что! Но вместо этого Синдзи говорит "Не умирай. Я прошу тебя". 15-летние дети!! На них лежит не просто груз ответственности за все человечество, а может быть, и за другие миры. В НГЕ это чувствуется только в EoE, в ДДБ это проявляется быстрее, во всех последних главах: Дети смотрят в глаза смерти. Более того, в отличие от НГЕ, где только в EoE им приходится столкнуться с чем-то, кроме ангелов, в ДДБ смерть постоянно бродит вокруг них – в самых разных обличьях. И что хуже всего, они не просто понимают то, что они могут погибнуть сами, - они видят, как вокруг них погибают другие люди.
    Подобный переход от комедийной пародии, которой ДДБ кажется при чтении первой главы, к жестокому психологическому триллеру, вырывающимся на первый план ближе к финальным главам, – этот переход здесь сделан более плавно, чем в EoE, это так. Но в отличие от EoE, где весь процесс происходит быстро, не давая читателю опомниться, ДДБ вполне дает время осознать, что происходит, – и ужаснуться осознанным.

    Возможно, структура и динамика развития сюжета в ДДБ – это примерно тот вариант, который бы получился у Анно, задумай он изначально интегрировать EoE в оригинальные 26 серий. Остается дожидаться окончания ДДБ его авторами. Хотя… если немного подумать, невольно задаешь себе вопрос – а нужно ли оно?

    Что же будет дальше?
    Естественно, что любой читатель ДДБ, дошедший до конца 23 главы, задает себе вопрос – а что же будет дальше? Безусловно, было бы прекрасно увидеть детально прописанное завершение всех тех сюжетных линий, что перечислила фройляйн langley. Правда, это займет, боюсь, две-три главы, а не одну. Но с другой стороны, если авторы ДДБ все же вернутся к его написанию, думаю, они действительно не ограничатся лишь одной главой.
    Хотя вышеупомянутый список сюжетных линий, безусловно, интересен, ключевыми линиями являются только две – противостояние Детей с Ктулху и SEELE. Почему? Потому что именно эти два события, которые однозначно будут иметь место, окажутся наиболее трудными испытаниями для детей. В самом деле, Ктулху, судя по всему, - самый сильный Ангел из всех, к тому же обладающий мощнейшими телепатическими способностями. Но более страшен даже не он – более страшно SEELE.
    Когда они поймут, что Дети собираются уничтожить последнего Ангела, а отнюдь не стать его слугами, – думаю, не пройдет и получаса, как командование над флотом перейдет к людям SEELE, NERV будет объявлен вне закона и орудия кораблей развернутся в сторону Ев. И даже если к этому моменту Ангел будет побежден, Детям предстоит самое страшное – против них пойдут не сумасшедшие фанатики, не пришельцы и не монстры, а обычные люди. Которых они защищали, ради которых они рисковали своей жизнью. И выбор будет ужасный – либо ты убиваешь людей, либо люди убьют тебя. Нельзя всю жизнь провести в Еве, отгородившись АТ-полем.
    Думаю, именно это станет для них главным испытанием. Именно в этот момент Детям будет сложнее всего отказаться от перспективы стать богами и подчинить этот мир своей воли. Чтобы в свою очередь, покориться Вестнику Внешних богов. Увы, выбор для них будет куда сложнее того, который делала Аска в EoE.
    Однако в отличие от EoE, в ДДБ у Детей есть то, чего так не хватало им в EoE. То, что сильнее всего остального. То, что может помочь им найти верный путь. У них есть любовь. А значит, у них есть надежда.

    Я уже говорил чуть выше, что если вначале ДДБ напоминает чуть измененную копию NGE, затем начинает все больше от него отдаляться, то к концу ДДБ если не по содержанию, то по духу почти вплотную приближается к последним эпизодам NGE и EoE. И поэтому я уверен, я почти знаю – у ДДБ не будет, у него просто не может быть счастливого конца. Не просто потому, что "хэппиэнд оставляет чувство незаконченности". Не потому что невозможно представить голливудский штамп "и были все плохие дядя наказаны, и жили все они долго и счастливо" в общем стиле ДДБ. А потому что такова философия Евангелиона, которой авторы ДДБ, как мне кажется, придерживаются весьма ревностно.
    "Позвольте", спросите вы, "но как же любовь, надежда?" Да, я действительно верю в них. И да, я не думаю, что конец у ДДБ будет настолько же пессимистичен, как окончание EoE, - это было бы чересчур жестоко по отношению к поклонникам. Но. Под любовью я имел ввиду не просто любовь, а редкую ее разновидность – взаимную любовь. И теперь, думаю, вам понятно, какой самый печальный вывод я сделал для себя из ДДБ. Исходя из всей линии повествования, исходя из манеры авторов вводить новые персонажи, сцены и сюжетные линии, наконец, исходя из той самой философии NGE я готов утверждать почти наверняка – Рей Аянами погибнет.

    Почему, черт возьми, ну почему во всем огромном мире не нашлось немного любви для одинокой девушки!? Одинокой в совершенном, абсолютном смысле этого слова! Выросшей в стенках камеры, воспитанной по нормам-заповедям Робокопа, подчиняющейся заложенным командам повиновения. Но ведь чтобы не говорили про ее происхождение и генетические эксперименты – она человек! С такой же душой, как и остальные дети! Почему же тогда она обречена быть всегда посторонней в этом мире!?
    В такие моменты хочется бросить все, взять отпуск на месяц, сесть за компьютер и написать свой вариант Евангелиона, где Рей Аянами была бы счастлива…

    В ДДБ прямым текстом озвучена мысль, косвенно отраженная в NGE. Человек становится тем, кем он есть, благодаря общению с другими людьми. И Рей могла бы стать таким же общительным человеком, как все остальные. Она могла бы радоваться, как все остальные, грустить, как все остальные. Стать такой, как все, быть такой, как все!
    Увы. Рей научилась любить. Но у нее отобрали ее любовь. Она научилась радоваться, но судьба дала ей только печаль. Она почти поняла, что это такое – иметь друзей. Но ей было дано лишь одиночество. Она научилась признавать свои ошибки – но мир не научился прощать ее. Силой превосходящая всех остальных Детей вместе взятых, могущая взять все, что только пожелает, – она так и не научилась просить что-либо для себя.
    Единственное, что удерживает ее в реальном мире, что заставляет ее подавлять в себе Зверя, – это любовь к Синдзи. Но у этой любви нет будущего. Жить рядом с Синдзи, тенью преследовать его и Аску? Никогда не поверю, что авторы ДДБ способны на такую жестокость. А полюбить кого-то еще Рей, как мне кажется, не сможет больше никогда. Да и нет никого, кто мог бы полюбить ее – очень сложно полюбить девочку-монстра, способную обрушить небо на землю. Синдзи мог бы это сделать. Никого другого нет – и не думаю, что авторы ДДБ в последний момент введут кого-то такого, это было бы глупо, слишком по-голливудски и напрочь противоречило бы духу ДДБ.
    Может быть, могло бы произойти нечто, изменившее ее чувства к Синдзи. Может быть, она бы смогла после победы на Ктулху и SEELE с помощью своих сил создать себе свой мир, свою мечту, в которой она бы была счастливой девушкой. Но я уже говорил – ДДБ не производит впечатления произведения, стремящегося к счастливому концу.

    В какой-то момент Ктулху или силы SEELE нанесут смертельный удар по Евангелиону-01. Или даже возможен вариант, что это будет Ева-02. И Нулевой примет этот удар на себя. В знак своей любви к Синдзи, как извинение перед Аской, ровно также, как в серии №23 – Рей пожертвует собой, чтобы уничтожить противника и спасти своих друзей. Не потому что ей приказали. Не потому что она не могла победить врага иначе. Потому что она научилась чувствовать.
    Возможно, и даже вероятно, что будут и другие смерти. Фуюцуки, Мисато, Рицуко – кто знает. Но смерть Рей уже в достаточной мере сделает конец ДДБ печальным. Зато это даст шанс остальным Детям выжить, остаться людьми и суметь жить в человеческом мире.

    Вместо заключения
    Чем "опасны" фанфики для поклонников? Читая подобное произведение, можно столкнуться с резким неприятием выбранного автором сюжета, стиля повествования и изображения героев, их действий, разговоров и мыслей. И таким образом, невольно соотнести этот негатив с оригиналом.
    Если отбросить крайний вариант фанатов-пуристов, не терпящих ни малейшего изменения канвы оригинала, то подобное отторжение может возникнуть, как мне кажется, только в двух случаях. Если литературный стиль авторов слишком убог (независимо от гениальности задумки). Или если при внешней адекватности написанного основным элементам сериала у фанфика наблюдается существенное несоответствие между собственным внутренним миром и внутренним миром, "духом" оригинала.
    Авторы ДДБ, как мне кажется, нашли тот самый баланс, когда фанфик предлагает действительно что-то новое, при этом гармонично сочетая это новое с ключевыми элементами сериала. Я не литературный критик и поэтому не могу объективно судить, насколько стилистически красиво и грамотно данное произведение. Равно как, увы, я не могу объективно оценить его ценность как произведения, независимого от Евангелиона, – хотя и попросил пару своих друзей, не знакомых с аниме, прочесть первые 2-3 главы. Наверное, ДДБ потянет на 3-4 балла из 5 как среднего качества научная фантастика. Но ведь нам важно не это, правда?

    СМУТНОЕ ВРЕМЯ


    Когда я впервые услышала о фанфике под название "Смутное время", и о планах автора, Dron'a, написать не просто небольшой рассказ, а нечто масштабное и значительное, я признаться, отнеслась к этому с изрядной долей скептицизма. На сегодняшний день, ситуация с фанфиками русскоязычных авторов, прямо скажем - далека от идеала. Действительно качественные интересные творения попадаются редко, да и то, в основном, это сравнительно короткие рассказы. И в подавляющем большинстве фанфиков, даже хороших, авторы следуют протоптанной дорожкой, ограничиваясь добавлением в знакомый по аниме мир некоторых деталей, событий, подробностей, оставляя почти нетронутой основную сюжетную линию. Большинство фанфиков представляют собой, как бы не цельную картину, а фрагмент, эпизод, рассчитанный на читателей, хорошо знакомых с первоисточником.
    Я вовсе не хочу сказать, что это плохо, и я осознаю, что это одно из неписаных правил fanfiction'a. Но с другой стороны, правила созданы, чтобы их нарушать, а неписаное правило не стоит даже той бумаги, на которой оно могло быть написано. Я это к тому, что действительно оригинальные и необычные творения в жанре рождаются редко, зато часто встречают непонимание и даже неприязнь фанатов первоисточника (в данном случае NGE). Хороший пример - ДДБ, который, по слухам, послужил автору "Смутного времени" побудительным мотивом и стимулом к творчеству. Впрочем, речь сейчас не о ДДБ.
    У меня были предчувствия, что "СВ" станет одной из множества вторичных и зависимых историй, слепленных из кусочков аниме, с небольшой примесью авторской фантазии. Тем более, что в то время был жив в памяти "magnum opus" под названием "Путь Архангела", не к ночи будь он упомянут. Но сейчас, спустя несколько месяцев и после разрастания "СВ" до солидного объема в 7 глав, я с удовлетворением могу отметить, что мои опасения не подтвердились. На момент написания этих строк, "СВ" еще не завершен, но уже с уверенностью можно сказать, что Dron'y удалось создать произведение, сопоставимое с лучшими образцами отечественного и зарубежного fanfiction'a. По масштабу "СВ" также выделяется на фоне других русскоязычных фанфиков, и претендует уже на сравнение с такими титанами, как TOILI и даже ДДБ.
    По этим причинам, употреблять в отношении "СВ" слово "фанфик" кажется мне не очень правильным, хотя по сути он таковым и является. Но по духу - он ближе к альтернативной истории, не столько построенной на основе первоисточника, сколько имеющей с аниме общие точки соприкосновения.
    Поначалу повествование кажется излишне запутанным, перегруженным ненужными деталями. Новые персонажи, неизвестные мотивы их действий, незнакомое окружение, намеки и прямые указания на события, произошедшие как бы между временами действия аниме и "СВ"… Все это сперва немного сбивает с толку, но вместе с тем, интригует. Сразу возникает вопрос: как автор собирается расхлебывать собственноручно заваренную кашу? Как он собирается привязать плоды своего воображения к каноническому аниме? И собирается ли вообще? Вот тут и становится понятно, что "СВ" произведение в большей степени самостоятельное, чем связанное с аниме. Не знаю, в какой степени оно основывается на компьютерной игре Project Eva, но уверена, что не в такой, чтобы говорить о прямой зависимости и вторичности.
    Оригинальность в жанре, который к оригинальности относится настороженно, если не сказать с неприязнью - это одно из главных достоинств "СВ", и по уже устоявшейся традиции это же достоинство может стать главным объектом критики и негативного восприятия зашореных фанатов.
    Если говорить о более конкретных недостатках, то можно отметить лишь недостаток, свойственный практически любому, за редкими исключениями, произведению в жанре funfiction. Выражается он в двух словах: "непрофессионализм автора". Это отнюдь не означает, что "СВ" написан безграмотно, будь так, он никогда не очутился бы на страницах этого сайта, и не было бы этого предисловия. Просто в ткани повествования встречаются шероховатости, за которые можно было бы упрекнуть профессионального писателя, но которые вполне простительны любителю. Иными словами - заметно, что произведение написано непрофессионалом, но это вряд ли может испортить удовольствие от чтения.
    Подводя итог, могу сказать, что "СВ" при всей кажущейся сюжетно-жанровой специфике и ограниченной потенциальной аудитории, заслуживает внимания не только читателей, знакомых с NGE. В первую очередь он представляет интерес, как увлекательная история, и лишь во вторую - как фанфик по NGE.

    A.Langley

СТРАННИК

    Каждый человек наделен фантазией. И при желании человек начинает создавать то, что может…кто-то пишет стихи, кто-то романы, детективы, фанфики, оды , поэмы… Но не каждому человеку дано написать Творение с большой буквы. И все Творения человека идут с большой буквы…
    «Странник» Алексея Полякова (он же Alex_Polix) одно из таких Творений. «Странник» описывает нам альтернативное развитие такого культового анимэ, как Neon Genesis Evangelion. Он о том, как юноша, «случайно» оказавшийся в их мире, пытается изменить главных героев анимэ Детей их отношение к жизни, отношения между собой, взгляды на мир и на окружающих. Причем этот юноша-странник Икари Черный меняет их не нравоучениями и моралями. Он меняет их своими поступками, своим отношением к Жизни и к Смерти, заставляя Детей задуматься, почему он так поступает?
    Я, в первый раз прочитывая этот МегаФанфик, получил прекрасную возможность посмеяться от души над теми шутками и юморными ситуациями, что были мне представлены. Но когда я начал перечитывать этот МегаФанфик снова, я понял, что под шалью юмора кроется более глубокий смысл, который очень тяжело найти с первого раза. Суть же это второго смысла очень проста: человек САМ творит свою Судьбу. Человек должен не повторять ошибки Прошлого, жить Настоящим, и с надеждой смотреть в Будущее. Нужно Жить, а не Существовать. А что сие значит Жить? Жить это наслаждаться каждым моментом Жизни. Жить это приносить Радость любимым людям. Жить это узнавать что-то новое, творить, создавать.
    Что касается самого Произведения, то тут Автор выдерживает эдакий контраст: смешной момент жизни чередуется с напряжением в ожидании худшего, но при этом они переходят один в другой при помощи диалога, который заставляет читателя задуматься особенность данного Произведения.
    В заключение хочу сказать хоть это Творение и сделано по определенной теме, оно захватывает множество аспектов современной Жизни. Мне же остается пожелать автору удачи в дальнейшем Творчестве и побольше читателей. Что про «Странника» - прочитайте, и, я уверен, что Вы не пожалеете.

    Маркеев Иван aka wolter. 28.07.09

 

 
(c) Copyright 2007, Asukastrikes Co.