Впечатления и вопросы

    В Evangelion'е, как в одном из самых оригинальных аниме найдется немало интересных, забавных, нелепых, впечатляющих и шокирующих эпизодов. Без шокирующих мы здесь как-нибудь обойдемся, о,кей? А относительно некоторых моментов из остальных категорий, язык чешется сказать пару слов. Только не расценивайте написанное ниже, как тупые придирки или необъективную критику. Напротив, многие из этих сцен добавляют Evangelion'у привлекательности в моих глазах, некоторые я с удовольствием пересматривал неоднократно.
    И ради бога, избавьте меня от необходимости выслушивать гневные реплики, типа: «ты ничего не понимаешь, все должно быть именно так, а не иначе!» Я среднестатистический зритель, с IQ чуть выше среднего. Я имею право на свое личное (иногда даже особое) мнение, и я его никому не навязываю. А если я что-то неправильно понял - значит, мне это неправильно показали.
    Я позволю себе в некоторых случаях сравнивать аниме с произведением «Дети Древнего Бога», только по той причине, что в романе сюжет подчиняется законам логики и здравого смысла, и он может выступить в роли своеобразного относительного эталона.

***


    Когда я впервые увидел Евангелион (я имею в виду боевую машину) с торчащим сзади кабелем, у меня мелькнула мысль, мол, что-то здесь не так. История и опыт создания боевых машин, по-моему, не знает примеров, когда удавалось удачно реализовать подобную систему подачи питания. Ладно, разработчики Ев решили соригинальничать, это их право. Но гораздо больше недоумения вызывает тот факт, что на внутреннем источнике питания Ева способна работать максимум пять минут. Боевая машина, от действий которой зависит судьба мира, автономно работает меньше времени, чем обычный ИБП для компьютера - как вам это нравится?
    Что касается пресловутого кабеля, обеспечивающего вроде бы нормальную бесперебойную работу, то, как мы могли видеть в аниме, он достаточно часто повреждается и разрывается. Причем в End of Evangelion войска JSSDF специально сосредотачивают огонь на кабеле Аскиной Евы, потому что отлично осведомлены об этом уязвимом месте.
    В общем и целом, на фоне удивительных сверхвысоких технологий, особенно в области связи пилот-машина, мы видим нелепое тупиковое решение в виде торчащего сзади удлинителя или слабеньких китайских батареек. Честное слово, лучше бы в Еву атомный реактор встроили. Да, опасно. Но война вообще опасная штука.
    В ДДБ время автономной работы Евы увеличено до получаса - тоже не сахар, но все же.

    Токио-3, с его небоскребами, то и дело опускающимися под землю и снова вырастающими, как грибы после дождя, безусловно выглядит очень эффектно. Но задумайтесь, насколько сложной в эксплуатации и обслуживании, громоздкой и дорогой должна быть система, способная за считанные минуты поднять или опустить на десятки метров многоэтажное здание. Одно здание! Сомневаюсь, что нечто подобное вообще можно реализовать, а даже если можно - это никому не нужно, потому что дорого, тяжело и неудобно. Если целью создателей Токио-3 было обезопасить жителей - пожалуйста, стройте подземные убежища. Да, собственно, хоть целый город, но под землей. Устроить искусственную биосферу, с освещением, вентиляцией, круговоротом воды и прочим, на мой взгляд проще, чем возиться с движущимися небоскребами.
    Кстати, Токио-3 был построен задолго до нападения третьего Ангела (первый эпизод фильма). Что, уже на этапе строительства создатели города предвидели как, где и с какими последствиями будут происходить сражения Евангелионов с Ангелами, и какую роль в этом сыграют движущиеся здания?

    Во многих аниме герои используют оружие либо соответствующее реально существующим образцам, либо имеющее с ними определенное сходство. Evangelion, в этом плане, не исключение. Личное оружие, например, Мисато Кацураги не вызывает никаких вопросов - не стану утверждать точно, «зиг-зауэр Р-226» это, или «глок-17», просто не помню, но это обычный распространенный пистолет. С другими героями интереснее. Солдаты JSSDF вооружены германскими винтовками G-11 (но прототипами, а не такими, какие сейчас приняты на вооружение), Шигеру Аоба, во время штурма штаб-квартиры NERV отстреливается из австрийского пистолета-пулемета «штайр 69», а Рицуко в финале фильма демонстрирует нечто очень напоминающее российский(!) револьвер Р-92.
    Но это все цветочки. Ягодки начинаются, когда мы видим, чем вооружены Евангелионы. Напомню, все их вооружение соответствует их гигантским размерам. Штатное оружие, используемое довольно часто, хотя и без особого эффекта (если не считать уничтожение Ангела-паука) - копия опытной винтовки «штайр-манлихер ACR», интересной тем, что она использует стреловидные поражающие элементы в качестве боеприпасов. Кажется, она до сих пор не принята на вооружение, а уж в то время, когда снимался Evangelion, о ней вообще никто ничего не знал.
    Протонная пушка, из которой Синдзи разносит Ангела-кубика-рубика-малевича, тоже напоминает какую-то современную снайперскую винтовку, но мне не удалось точно определить модель. Зато очень порадовал момент, когда Синдзи, после первого выстрела «в молоко», лихо передергивает затвор протонной (!) пушки, досылая в ствол какой-то загадочный предмет.
    Винтовка, которую использует Рей в 23-й серии, вне всяких сомнений английская снайперская винтовка «каверт», только, конечно, очень большая.
    В 16-й серии Ева Синдзи вооружена пистолетом, похожим на известный «дезерт игл», но на него не обращаешь особого внимания, потому что все оно приковано к огромному топору Аски, которому позавидовал бы любой средневековый палач. Топор, судя по всему, не обладает теми же свойствами, что квантовый нож, поэтому его присутствие удивляет вдвойне.
    Про квантовый нож, двойник которого многие используют при ремонтных работах или для резки бумаги, я промолчу.

    Добавлено Ленгли:
    И все-таки, делать огромную копию винтовки SM ACR (Steyer Manlicher Advanced Combat Rifle) для Ев нелогично вот еще по какой причине: она не будет работать должным образом. Законы физики еще никто не отменял, и добиться от такого огромного механизма быстрой работы автоматики, чтобы скорострельность соответствовала реальной (а она, судя по аниме, соответствует) возможно только в одном случае - если применяются материалы и принципы неизвестные современной науке. Проще говоря - в обычной винтовке под давлением пороховых газов затвор совершает 10 движений в секунду (есть модели с более высокой скорострельностью). Но этот затвор, изготовленный из прочной стали, весит сравнительно немного и двигается всего на несколько сантиметров. А теперь представь этот же процесс в штатном оружии Евангелионов. Я уж не говорю про нагрев и износ, которые будут действовать все на ту же сталь (да пусть хоть титан) но на пару порядков сильнее. И за счет чего подаются патроны из магазина? Каждый из которых размером и весом превосходит снаряд гаубицы. Пружинкой? Увы, создать оружие подобных размеров, которое стреляло бы очередями - технически невозможно. И главное - в данной ситуации абсолютно не нужно, поскольку винтовки неэффективны против Ангелов.

    Один из самых впечатляющих моментов первой половины фильма (это когда все еще идет нормально) синхронная атака Ангела Аской и Синдзи в 9-м эпизоде. Действительно, смотрится на одном дыхании, благо, что длится ровно минуту. Какие отточенные стремительные движения, какая замечательная координация действий, какая потрясающая эффективность…Да еще под музыку… А теперь скажите мне - что мешало использовать такой действенный метод против других Ангелов, в будущем? Ангелы, конечно, могут и приспособиться к такому ноу-хау, но все равно, это было бы лучше, чем те неуклюжие и примитивные действия, что мы видим в последующих сериях.
    И пара слов без протокола, все про ту же серию. После того, как Аска и Синдзи терпят поражение от разделяющегося Ангела в начале эпизода (кстати, Ангел что, настолько тупой, что не сообразил добить их?) они, по замыслу Мисато и Кадзи, начинают тренироваться синхронизировать действия. Тренируются дней десять (Ангел все это время терпеливо ждет, пока они подготовятся, как следует). Тренируются с помощью устройства, напоминающего популярные сейчас танцевальные автоматы, естественно под музыку. О тренировке в условиях, приближенных к реальным, разговор даже не заходит. Я понимаю, детишки весьма одаренные, иначе бы их там не было, и я верю, что за эти десять дней они могли замечательно научиться двигаться синхронно, и даже танцевать танго, но какое все это имеет отношение к реальному бою? Это все равно, что дать человеку поиграть несколько дней в Counter Strike, а потом отправить на реальную контртеррористическую операцию, мол, это тоже самое.

    Глупость и нелогичность действий Ангелов, возможно, оправдывается их неестественной и трансцендентной сущностью. Мол, пути Ангелов неисповедимы. Но упомянутые в пункте 4 факты выглядят все равно довольно нелепо. В ДДБ, по-крайней мере, подробно обсуждается, почему Ангелы ведут себя именно так, а не иначе. И там же проскакивает мысль, что если бы Ангелы нападали не поодиночке, а хотя бы парами, или получше координировали свои действия - всем было бы очень плохо. В общем, такое впечатление, что в Evangelion'е Ангелы тупые, только потому, что иначе с ними Евы не справились бы.

    С подготовкой пилотов в NERV тоже перегнули палку. Их, кажется, не готовят вообще. Ну ладно, Синдзи появился в самый разгар нападения Ангела, так что там было не до подготовки. Но когда пилотом назначают Тодзи, его запихивают в Еву чуть ли не в первый же день. Может быть управление Евой действительно настолько интуитивно просто, что не требует никакой подготовки и тренировки (или может Ева движется сама по себе, а пилот просто для вида?), но выглядит все это как-то странно. Синхронизация во главе угла, все остальное - побоку. В ДДБ, например, Тодзи после назначения пилотом несколько недель близко не подпускают к Еве. И правильно, так что там ему удалось избежать трагедии, что случилась в фильме.
    Кстати, весьма примечателен тот факт, что в свободное от пилотирования Ев время, Синдзи, Рей и Аска продолжают учиться в обычной (ну ладно, не совсем обычной) школе и пользуются относительной свободой. Конечно, образование вещь важная, и война с Ангелами вовсе не повод, для того, чтобы пренебрегать им. И прогулки на свежем воздухе полезны для здоровья. Но не надо забывать о том, какую неизмеримую ценность представляют собой жизни пилотов Ев. Их ведь всего лишь трое, на всей планете. Никаких резервов, никаких дублеров. Теоретически, их должны держать в полной изоляции, где-нибудь в мрачных застенках NERV, день и ночь следить за их здоровьем и самочувствием, и выгуливать под присмотром вооруженной охраны. Обучать их могли бы там же, в NERV, по индивидуальной программе. А Аску вообще нечего учить, она и так ученая - колледж закончила.
    С одной стороны, хорошо, конечно, что создателям фильма не пришла в голову такая идея - это было бы скучно и совсем неинтересно. Но что, если бы во время стычки с Тодзи Синдзи получил бы серьезную травму, например сотрясение мозга? Что, если бы кого-то из пилотов сбила машина? Что, если бы кого-то из них похитили террористы? Я уж не говорю про реальную опасность отравиться стряпней Мисато. Кроме того, в случае нападения Ангела или при иных чрезвычайных обстоятельствах пилоты могут не успеть добраться до своих Ев, или погибнуть по дороге. Конечно, история не знает слова «если бы», но легкомыслие верхушки NERV в отношении безопасности пилотов, заслуживает удивления и порицания.

    8-й эпизод. Довольно впечатляющий первый бой Аски, не случайно серия так и называется: «Asuka strikes!». Аска, естественно в Еве, да еще вместе с Синдзи, прыгая с корабля на корабль, несет хаос и разрушения, доставляя проблем больше, чем Ангел. Даже когда она приземляется на палубу огромного авианосца, тот сразу накреняется, и самолеты с палубы сыплются за борт. Все в панике, разврат и ужас. Круто, одним словом!
    Однако, после победы над Ангелом, Аскина Ева вылетает из-под воды, как ракета, описывает высокую дугу, и шлепается на неподвижную, как монолит, палубу. Кажется, даже не оставляя на ней вмятины.

    Раз уж я вспомнил 8-й эпизод, вспомню и первое появление Аски. Такого яркого и эффектного представления удостаивается далеко не каждый герой. Интересно и то, что происходит потом. Платьице, задранное ветром - это форс-мажор, а вот когда Тодзи, в ответ, в присутствии кучи народа, в том числе Мисато, которую он чуть ли не боготворит, снимает штаны - это уже тянет на статью, типа «сексуальное домогательство» или «антиобщественное поведение». Тодзи, конечно, тот еще тип, но в данном случае он зашел слишком далеко.

    Оснастить Еву легко доступной и интуитивно понятной системой самоуничтожения - это очень разумная и правильная идея. Секретное оружие не должно попасть в руки врага, уж лучше взорвать его, вместе со всей прилегающей местностью. Причем решение о самоуничтожении должен принимать исключительно сам пилот, не важно, что у всех троих с психикой нелады.
    Это была ирония, если кто-то не понял. А на самом деле, Рей было очень жалко, и вообще этот момент, в совокупности с музыкой, звучащей на фоне, производит неизгладимое впечатление.

    Когда Аска, в многострадальном 8-м эпизоде, во время процедуры синхронизации со своей Евой выдает несколько фраз на немецком, мне, как человеку, который изучал немецкий в школе, было за нее стыдно. Хотя, конечно, после десятков зарубежных фильмов, в которых «русские» говорят с жутким акцентом - все в порядке вещей.
    В ДДБ Аска нередко вставляет в свою речь немецкие слова и выражения, обычно, когда волнуется (ругательства), или наоборот, в хорошем настроении (приветствия). Это смотрится довольно забавно и вполне естественно, учитывая ее происхождение.

    Еще мне запомнилась короткая сцена в 15-м эпизоде, в которой Синдзи зажигает на своей виолончели. Играет он так себе, к тому же, одна виолончель, без сопровождения, звучит на редкость уныло. Но дело не в этом. Такие незначительные, на первый взгляд, детали добавляют образу героев человечности, делают их более живыми, приближают к зрителю.
    Жаль только, за весь сериал у Синдзи так и не нашлось ни времени, ни возможности зажечь по-настоящему, минут на пять хотя бы. Меньше надо было плеер слушать, вот.
    Авторы ДДБ ударились в другую крайность, хотя и нельзя сказать, что это плохо. В романе, Синдзи, естественно, пиликает на виолончели, Аска (!) и Рей (!) играют на скрипках. И вся троица озабочена поисками альтиста, для создания струнного квартета, почти так же сильно, как проблемой спасения мира.

    Про то, как в какой-то серии Синдзи переходит из своего обычного эгоистично-пессимистичного состояния в состояние бульона, а затем обратно(!), я, пожалуй, промолчу. Квантовая физика не моя сфера интересов.
    И еще к вопросу о физике твердых тел. Я тут подвергся критике, потому что в моей повести «Стража» 14-тилетняя девушка пинком распахивает стальную дверь. Согласен, может это и перебор, хотя я даже не уточнил, что это была за дверь. Но если кто-то мне скажет, что в 11-м эпизоде Аска (с которой, кстати, и списана та девушка) не распахивает ударом ноги весьма массивную, да еще заклинившую, стальную дверь - пусть он первый бросит в меня N2 бомбу.

    Отличный эпизод, когда во время нападения Ангела-грибка в 13-й серии, Рицуко взламывает компьютер с помощью гаечного ключа, болгарки и «такой-то матери». Особенно расписывать тут нечего, это надо видеть.

    Еще мне понравился костюмчик Аски в 9-м эпизоде, «Погружение в магму». Она в нем выглядит очень трогательно, но ума не приложу, как такой костюм может от чего-то там защитить, если голова все равно открыта? Да лучше бы кабину изолировали как следует, и не было бы нужны в костюме-пузыре, в котором она едва шевелится.

    А теперь, вопрос, как говорят янки, на миллион - кто убил Кадзи?
    Но сперва, я-таки должен признать, что недооценил и даже незаслуженно оклеветал Кадзи Редзи. Сначала, он показался мне на редкость гнусным и неприятным типом, и лишь ближе к концу, я понял, что он едва ли не самый порядочный и честный человек во всем фильме (среди мужской половины - точно).
    Поистине, нужно обладать чистой душой, неоскверненным жизненными реалиями мировоззрением, философским складом ума и стальными нервами, чтобы спокойно поливать арбузы, в то время, как мир вокруг катится в пропасть.
    Но это все лирика. А вопрос звучит конкретно - кто убил Кадзи? И я даже не жду на него ответа, потому что кроме предположений и догадок не дождусь ничего. Кадзи ждал встречи со своим убийцей и узнал его перед выстрелом - это все, что можно утверждать с уверенностью. Фильм не дает ответа на простой, казалось бы, вопрос. А жаль.

    Врезался в память превосходный эпизод, когда в End of Evangelion Мисато выручает Синдзи, которого собираются расстрелять солдаты JSSDF. Помните: пистолет у головы Синдзи - «Ничего личного, парень». Вдруг, бах! бах! Один солдат падает, остальные двое в замешательстве. Мисато несется по коридору, стреляя на бегу. Солдаты в панике стреляют в ответ, бах! бах! Мимо! Бах! Она валит второго, подбегает, ударом ноги в прыжке сбивает с ног третьего, сует ему пистолет в подбородок, и… - «Ничего личного, парень». Бах!
    Никаких приколов, никаких ляпов, чистый драйв, подобный которому нечасто увидишь, даже в аниме.

    И наконец, тот самый эпизод который в какой-то мере компенсирует депрессивное воздействие последних серий. Видение Синдзи альтернативной ( а может настоящей) реальности в конце 26-й серии. Когда видишь полюбившихся героев в непривычном окружении, в мире, не знающем Ангелов и Евангелионов, в мире, который, видимо, не испытал ужаса Второго удара и всего, что последовало за ним - сердце наполняется светлой радостью и верой в то, что возможно все так и было.
    Аска со своими непосредственными манерами.
    Синдзи, лентяй и извращенец, с ее точки зрения.
    Рей, веселая и дружелюбная (то, как она несется в школу, зажав в зубах тост - это-таки надо видеть)
    Хикари и Тодзи, явно неравнодушные друг к другу.
    И Мисато Кацураги в роли школьной учительницы (!)
    В этом пятиминутном эпизоде хватает оптимизма почти на весь фильм. Но, к сожалению, не на End of Evangelion.

    Alex Kaiten

    Имена в NGE

    Перевод на русский: Толокин Сергей aka Siberian Troll ( Siberian-Troll@yandex.ru, ranma-fanfics.mikata.ru )

    Практически все имена персонажей имеют отнощение к флоту, чаще японскому:
    А в Японском флоте:
    Линкоры - провинции
    Авианосцы - летающие мифические твари (Чаще драконы)
    Тяжелые крейсера - горы
    Легкие - реки.
    Исключения наперечет и легко мотивируются перестройками кораблей.
    Переименовывать - плохой знак.
    Аска (Сорю Лэнгли Зеппелин) - авианосцы - Японский, Американский, Немецкий (Сорю появился позже Акаги, перед самой войной, но воевал ничуть не хуже) намек на происхождение и функции.
    Аска значит - "Любовь-любовь"
    Сорю - Небесно-серый дракон. Ударный авианосец. Также течение в Японском море.
    Лэнгли - теоретик авиации в Америке. Первый американский авианосец. "Баржа" с самолетиками.
    Цеппелин - граф, творец дирижаблей и тяжелых самолетов. Также тяжелый бронированный немецкий авианосец. Не достроен. Не дали повзрослеть.
    Рицка Акаги – "Акаги" - тоже ударный авианосец – первый настоящий японский. А также еще и название вулкана. И в конце она взорвалась. А еще Акаги - красное дерево. А первый слов в имени - это наука или процент.
    Гендо Икари/Рокубунги - Рокубунги значит бунтарь/мятежник/сектант. Помните его из воспоминаний Фуюцуки? Однако бунтарь небритый. Иногда имя переводится как "секстан"
    Икари же - якорь, если слогами, Гнев - если иероглифами,
    Гендо - темные/скрытые пути.
    Синдзи - Имена, содержащие "син", обычно считаются неудачными и несчастливыми, потому что "син" по-японски - "смерть".
    Лоренц Киль - Киль - немецкая главная база флота. А он у нас откуда? Именно. Обе войны немецкий флот безвылазно сидел в Киле и ничего не делал, нависая потенциальной угрозой. Вот и Лоренц действует также, в соответствиии с фамилией.
    Аянами - эсминец яп. флота - расходная пешка. Потерян в самоубийственной атаке. Кроме того, Аянами - мягкие волны в штиль (как муар на шелке) т.е заодно подчеркивает характер персонажа. Безмятежие.
    Буквально и есть шелковый муар.
    "Рэй" - (в зависимости от написания) "душа", "пример", "ноль"
    Кадзи Рюдзи/Рюдзе - тоже авианосец, легкий, небольшой и мобильный. Разведчик/разменная пешка. Привычно принесен в жертву, как в сериале, так и Второй Мировой.
    Кадзи - штурвал. Рюдзе - божья воля, дело дракона, (а драконы в Азии, всегда боги) священный дракон.
    Фуюцуки – крейсер/эсминец ПВО эскорта типа "Акизуки" – верная тень большого
    персонажа, и ходит по пятам. Сам по себе же значения не имеет. Перевод –
    "Зимняя Луна". Холоден и отстранен. Все в прошлом.
    Оригинал потоплен вместе с "Ямато" Не спас.
    Тройка с мостика:
    Макото Хьюга – "Хьюга" - плавающее недоразумение, линкор-авианосец
    поддержки флота. Также это провинция, в которой находится Миязаки. Дословно - "Осиянная солнцем"
    Линкор дожил до конца войны и был разбит при ударе американской авиации по
    главной базе флота в Кобе. Что-то мне это напоминает.
    Сигеру Аоба – "Аоба" - тяжелый крейсер, а еще и гора Зеленого Листа.
    Крейсер дожил до конца войны и был разбит при ударе американской авиации по главной базе флота в Кобе. (через 4 дня после Хьюги) Оба разбиты фиговато, подняли на разделку легко, даже и не утонули-то толком.
    Ибуки Майя - "Майя" - тяжелый крейсер и гора к северу от Кобе.
    Потоплен подводной лодкой, защищая линкор "Мусаси" в 44. Даже и не
    выстрелил ни разу.
    Ибуки - можжевельник, гора Можжевеловый склон и что самое смешное - перестроенный в авианосец тяжелый крейсер. Не достроен.
    Троица с мостика, имена символизируют их значение – поддержка и более ничего.
    Мисато Кацураги – японский ТЯЖЕЛЫЙ ударный (27.000т) авианосец – строился воевать, но опоздал, и в итоге служил транспортом, эвакуируя японских солдат с островов Тихого Океана. Для многих японских солдат он стал избавлением от голодной смерти и надеждой на новую жизнь. Выполнив полученную работу, он затем был безжалостно разобран.
    Значение - "крепость, поросшая травой". Тоже гора.
    Мисато - Красивый город.
    Кавору Нагиса.
    Кавору - побережье. Синдзи встретил его в 24-ом эп. именно на побережье.
    Нагиса - благоухать.
    Кенске, он и в Африке Кенске - Почему всех отаку-фриков, убивающихся по оружию в аниме зовут Кенске? См ФМП.
    Судзухара Тодзи и Айда Кэнсукэ - главные герои современного романа Мураками Рю "Фашизм любви и фантазии"
    Айда - любимое рисовое поле.
    Судзухара - долина лютиков.
    Сестры Хораки:
    Кодама - электричка (и старшая сестра)
    Хикари - экспресс
    Нозоми- суперэкспресс (bullet-train) удивительно, но младшая. С чего бы это?
    Организация-предшественник НЕРВ И ЗЭИЛЭ - Gehirn - по-немецки - мозг.

    Взято из:
    имена боевых кораблей: http://www.combinedfleet.com/ijnnames.htm
    самый подробный список (максимум без пары-тройки. крейсера(затем авианосца) "Ибуки", к примеру, нет.)
    Ряд трактовок имен: http://eva.netroof.net/
    Остальное с поправками с: http://www.evangelion-not-end.org.ru/

 

 
(c) Copyright 2007, Asukastrikes Co.